Хилок

Забайкальский край

О ГОРОДЕ И РАЙОНЕ ▼

"Я сын России двадцатого века"

ИЗВЕСТНЫЕ ЗЕМЛЯКИ

brikinРодился 16 августа 1920 года в семье слесаря депо станции Хилок Забайкальской железной дороги. Отец - Иван Никитович (1879-1964), родом из Пензенской губернии. Еще в молодые годы в поиске заработка завербовался на строительство Транссибирской железной дороги. Строил дорогу в Забайкалье, пробивал тоннели. После окончания строительства дороги осел на станции Хилок. Мать - Дарья Гавриловна (1877-1932), была домохозяйкой. Она родила семерых детей, вырастила и воспитала их. Все они получили высшее образование и дожили до пенсионного возраста.

Александр Брыкин в 1937 году успешно окончил среднюю школу в поселке Хилок (с 1951 года - город). Желая продолжить отцовскую традицию железнодорожника, поехал поступать в Московский институт инженеров железнодорожного транспорта. Однако этим планам не суждено было сбыться. На вступительных экзаменах по английскому языку получил тройку и не прошел по конкурсу. Пришлось возвращаться домой и год работать. В следующем, 1938 году Александр успешно поступил, но уже на физико-математический факультет Томского педагогического института.

В 1939 году в своем же институте он встретил прекрасную девушку. Они подружились и вскоре поженились. Жили скромно, по-студенчески.

В 1940 году жена Брыкина, Александра Георгиевна окончила институт, получила назначение в Новосибирск. Она приняла это как счастливый дар судьбы, поскольку в Новосибирске жили ее родители. Там родился сын Владимир. После родов она до выхода на пенсию работала в средней школе № 55 преподавателем истории. Была удостоена высокого звания "Заслуженный учитель Российской Федерации". В 1991 году скончалась от анемии.

Уже на второй день Великой Отечественной войны, 23 июня 1941 года, многих студентов Томского пединститута призвали в армию. В их числе - половину группы, в которой учился Александр. Каникулы в институте были отменены, выезд студентов из Томска запрещен. Последний курс учебы в институте сократили наполовину.

Студенты по-прежнему посещали лекции и семинары. А после обеда они направлялись на площадки, отведенные для строительства эвакуированных в Томск оборонных заводов из западных районов страны. Расчищали территорию, копали котлованы, помогали строителям заливать бетоном фундаменты.

30 декабря 1941 года остатки выпускного курса Томского педагогического института сдали государственные экзамены. Тут же получили дипломы, а вместе с ними и повестки о призыве на военную службу. Учитывая физико-математическую специальность, призывная комиссия направила Александра Брыкина на учебу в Тульское оружейно-техническое военное училище. Оно было к тому времени эвакуировано в Томск.

Спустя три месяца небольшой группе курсантов из числа отличников учебы было присвоено воинское звание лейтенанта. Они были выпущены досрочно и направлены на фронт. Александр Иванович попал в 841-й стрелковый полк 237-й стрелковой дивизии 1-й гвардейской армии. Начал службу с должности начальника полковой оружейной мастерской. Ее задача: ремонт стрелкового и артиллерийского вооружения непосредственно на передовой. Вскоре, после гибели начальника артиллерийского боепитания полка, он был назначен на эту должность и исполнял ее до конца войны, но в разных полках.

5 августа 1943 года под Белгородом Александр Брыкин был тяжело ранен. Пришлось лечиться в госпиталях до конца 1943 года. За бесперебойное обеспечение полка боеприпасами в боевой обстановке он был награжден орденом Отечественной войны II степени.

После излечения в госпитале в январе 1944 года А. Брыкин назначен начальником артиллерийского снабжения 843-го стрелкового полка. Однажды в тяжелейших боях в Карпатах этот полк попал в окружение. Боеприпасы были на исходе. К счастью, связь с полком сохранилась: кабель проходил по дну глубокого оврага. Туда немцы боялись лезть, и его не заметили, не перерезали.

Командир полка, оказавшегося в окружении, приказал по телефону начальнику артснабжения любыми путями доставить патроны, мины и снаряды, в том числе и к противотанковым пушкам. Задача была архисложной и небезопасной. Александру Ивановичу пришлось вспомнить все, что он знал и читал о войне. Вспомнил он и лекции старшего преподавателя Томского училища по истории Первой мировой войны.

С разрешения командования дивизии Брыкин обратился к начальнику тыла армии, попросил его выделить лошадей с приспособлениями для вьюков. Ему было выделено 5 ездовых при 25 лошадях.

Навьючили лошадей боеприпасами. Их копыта обмотали тряпьем, завязали морды, чтобы в пути не было лишнего шума. В 12 часов ночи эта кавалькада двинулась по оврагу в путь. В руках держали кабель связи, чтобы в горах не заблудиться. Пробирались тихо, осмотрительно, долго. Незамеченными прошли через немецкие позиции. Не обнаружив себя, к утру вышли в расположение окруженной части полка. Полк был спасен. Начальник артснабжения Александр Брыкин за эту рискованную операцию был награжден орденом Красной Звезды.

Вскоре, уже на территории Чехословакии, Александр Брыкин был награжден третьим орденом - Отечественной войны II степени. А было это так. Полку срочно требовались боеприпасы. Александр Брыкин не стал рисковать жизнью своих подчиненных, решил все сделать сам. Он получил в тылу "студебеккер", загрузил его боеприпасами, сел рядом с солдатом-водителем. И как только начало рассветать, они рванули вперед. На простреливаемом врагом участке дороги развили максимальную скорость. Немцы открыли шквальный огонь. Снаряды рвались справа и слева, впереди и сзади. Но ни один осколок не попал в машину. Боеприпасы на позиции были доставлены. Полк выполнил свою задачу.

А.И. Брыкин закончил войну в Праге капитаном. Но сразу его не демобилизовали. Лишь к осени 1946 года Александр Иванович вернулся в Новосибирск. Его сыну, которого он еще не видел, было уже шесть лет.

Вернувшемуся с фронта А.И. Брыкину предложили скромную должность - инженера в лаборатории завода "Светлана", эвакуированного в Новосибирск осенью 1941 года из Ленинграда. Занимался он очень важным делом - разработкой сверхминиатюрных радиоламп особой прочности для взрывателей зенитных снарядов. Приобретенные на фронте чувство ответственности за порученное дело, четкость исполнения, принятие на себя ответственности за руководство конкретными действиями, личный пример во всем помогли Александру Ивановичу и в мирное время. Он хорошо вписался в коллектив, с увлечением выполнял задания.

В 1949 году в Новосибирске начали строить завод по производству тех изделий, которые разрабатывались в лаборатории завода "Светлана". А.И. Брыкина в 1953 году направили в Москву на учебу в Энергетический институт для подготовки на должность главного инженера этого строящегося завода. В 1955 году он с отличием окончил институт и вернулся в Новосибирск, стал главным инженером нового предприятия.

Завод получил правительственное задание на производство электровакуумных приборов, затем - изделий микроэлектроники для оборонной промышленности. Все это требовалось главным образом для комплектации электронных систем управления самолетами, морскими судами, ракетами, спутниками и космическими кораблями.

Предприятие развивалось стремительно, всегда и оперативно выполняло все заказы. За разработку и внедрение в серийное производство полупроводниковых приборов общего и специального назначения в 1966 году А.И. Брыкину было присвоено звание лауреата Ленинской премии. А годом раньше он был назначен директором этого завода.

В 1975 году за досрочное выполнение заданий правительства и отличное качество продукции его удостоили высокого звания Героя Социалистического Труда. В том же году он стал Генеральным директором научно-производственного объединения.

За мужество и боевые заслуги в годы войны А.И. Брыкин награжден двумя орденами Отечественной войны I степени, орденами Отечественной войны II степени, Красной Звезды, медалями. За умелое руководство трудовыми коллективами и большие личные заслуги в мирное время он награжден орденами Ленина, Октябрьской Революции, Трудового Красного Знамени и многими медалями. Ему присвоено почетное звание "Заслуженный работник электронной промышленности".

Несмотря на чрезмерную занятость по службе, Александр Иванович постоянно и активно участвовал в общественной работе. В разное время он избирался членом парткома завода, райкома и обкома КПСС, был депутатом районного, городского и областного Советов депутатов трудящихся, членом различных комиссий и научных обществ.

В 1984 году Александр Иванович вышел на заслуженный отдых. Но и будучи на пенсии, он продолжает активно участвовать в общественной работе. Тесно и постоянно сотрудничал с областной организацией ветеранов войны и военной службы, организациями ветеранов своего завода, района и города Новосибирска.

Александр Иванович - участник парада на Красной площади в Москве 9 мая 2000 года в честь 55-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне.

Написал очень интересную автобиографическую книгу "Я сын России двадцатого века", в которой подробно поведал о жизни в Хилке в 1920-1930-е гг.

brikin kniga

 

Скончался в 2021 году на 101 году жизни.

 

glory.rin.ru

О городе, районе


Наш земляк Ященко Николай Тихонович родился 19 декабря 1906 на станции Хилок в семье рабочего-железнодорожника. В 2021 году исполняется 115 лет со дня...
ИЗВЕСТНЫЕ ЗЕМЛЯКИ Родился 16 августа 1920 года в семье слесаря депо станции Хилок Забайкальской железной дороги. Отец - Иван Никитович (1879-1964), р...
    Верх скважины над местом взрыва. 2008г. Фото с сайта museum.hilok.ru   Сейчас в этих местах еще можно увидеть заржавевшие зн...
В Интернете нами был обнаружен один из самых первых, очевидно, фотоснимков "пассажирского здания" на станции 4-го класса Хилок. Судя по внешне полност...
ФОТО РЕТРО В фондах Хилокского краеведческого музея имеется ряд редких фотографий нашего города, в том числе улиц Калинина, Ленина, Октябрьской и дру...
Строительство Забайкальского отрезка Великого Сибирского пути началось летом 1895 года. Вся трасса будущей магистрали от Мысовой до Сретенска была раз...
Световой луч возле Хилка. Направлен с неба до земли. Инопланетяне выжигают траву? ...
    Одна из центральных улиц города - улица Калинина.  Улица Калинина (до 1936 года носила название "Большая" или "1-я Большая") н...
Сразу после появления в Забайкалье строителей железной дороги, в 1897 году произошло большое наводнение. Несмотря на то, что уровень воды в реке Хилок...
  {youtube}Y-lBqT8fhho{/youtube}     Территория Хилокского района осваивалась людьми издавна. Возле ст. Гыршелун найдены орудия тру...
 Исторический путь городского поселения "Хилокское" (город Хилок) неразрывно связан с его гражданами. Вся жизнь тех, кто врос корнями в его ист...
Мы живём в священных горах. Наверное, у многих эти слова вызовут недоумение. И не случайно. Книги, телевидение, Интернет дают нам возможность познаком...
В уходящем году исполнилось 100 лет с начала строительства грунтовой дороги, по которой когда-то ездили из Хилка на лечение в Ямаровку к широко извест...

Поделиться в соцсетях

Copyright © 2024. All Rights Reserved.


Информационно-развлекательный сайт города Хилок. 16+
Majordomo.ru - надёжный хостинг Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика