Карта сайта // Контакт

Хилокский район.

Хилокский район находится в составе Читинской области Российской Федерации. Территория района граничит на севере с Республикой Бурятия, на западе с Петровск-Забайкальским районом, на юго-западе с Красночикойским, на юго-востоке с Улётовским, на востоке с Читинским районами. Площадь территории - 14 831,65 тыс. кв. км. Население - 36 400 человек (2003 г.). Район включает 1 го-род, 1 рабочий посёлок и 27 сельских населённых пунктов и делится на 10 адми-нистративных сельских округов, один поселковый и один городской административные округа. Центр - город районного подчинения Хилок.

Населенные пункты Хилокского района:

1. Хилок
2. Дутый
3. Энгорок
4. Хилогосон
5. Улястуй
6. Жилкин хутор
7. Линево Озеро
8. Гыршелун
9. Алентуйка
10. Хушенга

11. Аренур
12. Дайгур
13. Харагун
14. Сарантуй
15. Тайдут
16. Загарино
17. Улетка
18. Укурик
19. Могзон
20. Сосновка

21. Жипхеген
22. Глинка
23. Зурун
24. Бада
25. Тэрэпхэн
26. Шиля
27. Закульта
28. Мухор-Шибирка
29. Улёты

Для увеличения нажми

Рельеф

Рельеф района среднегорный. С востока на запад по землям района тянутся горные хребты: Цаган-Хуртей (высшая точка в пределах района г.Шантой - 1547 м), Яблоновый (г.Кусотуй - 1681 м) и Малханский (отметка 1730 м). Хребты почти параллельны относительно друг друга и ориентированы в основном с юго-запада на северо-восток. Склоны возвышенностей иногда имеют крутизну до 40° и более и заканчиваются то перевалами, то резкими скалистыми гребнями и нередко ровными платообразными поверхностями. Иногда можно встретить озерные впадины. У подошвы склоны в основном пологие и постепенно сливаются с днищем долин, которые подняты на высоту в среднем 800-900 метров. Горные массивы сложены породами, на 70% имеющими возраст 1,5-2 млрд. лет. Межгорные впадины заполнены, главным образом, песчаниками и глинами юрского, мелового и кайнозойского возрастов, что свидетельствует о неоднократном наступлении древних морей на данную территорию. Как следствие, в районе имеется несколько мест, где палеонтологи находят остатки юрской и более поздней флоры и фауны (Тигнинский и Буртуйский угольные разрезы).

Полезные ископаемые

В недрах района имеется большое количество полезных ископаемых, из числа которых промышленное значение представляют строительные материалы, уголь, цеолиты а также флюорит и подземные воды. Кроме того, есть значительное число проявлений различных минералов, золота, титана, марганца, серебра и др. Наиболее известны Жипхегенское месторождение гранитов, Арейское и Цыбитуйское месторождения мраморов, а также туфов, диоритов, андезито-базальтов, перлита. В долинах рек Хилок и Блудная имеются большие запасы таких стройматериалов, как песок, глина, галька и гравий. Распространены в районе залежи цеолитов (Холинское, Хужертинское, Бадинское, Закультинское месторождения), а также бурого угля (Буртуйский разрез). Разведанные запасы флюорита невелики. Минеральных источников на территории района немного и те являются пресными по своему составу.


Климат и гидрография

Климат района резко континентальный, среднегодовое количество осадков 405 мм. Наибольшее количество осадков приходится на август. Зима холодная, до -55°. Лето жаркое, до +43°. Среднегодовые температуры воздуха составляют -4°С. Все реки в пределах района принадлежат бассейну Байкала. Главными водными артериями являются реки Хилок и Блудная, характеризующиеся сильной разветвлённостью и меандрированием русла. При этом Хилок пересекает всю территорию района с востока на запад. В течение последних десятилетий, в связи со значительным объёмом лесозаготовок, отмечается обмеление многих рек и речек. Весеннее половодье выражено достаточно ярко. Летние паводки случались после обильных дождей и в 1932, 1936, 1969 и 1991 годах принимали катастрофический характер. Озёра на территории района в основном являются пойменными.


Почвы

До 80% территории района занимают горно-таёжные почвы. Земля глубоко промерзает в зимний период и медленно оттаивает. Мерзлотные почвенные слои приурочены к северным и северо-западным склонам Яблонового хребта, к долине р.Блудная и преобладают на участках луговых степей на востоке района. Часть почв сильно подвержена эрозии, поэтому в районе нередки глубокие овраги.


Растительность

Лесами покрыто 79 % территории района на, на 3/4 состоящими из хвойных пород, 6 % которых приходится на особо охраняемые кедровые леса. В районе произрастает до 700 видов и подвидов растений, из которых 35 видов имеет пищевое значение и 26 являются редкими и исчезающими видами растений. Южные и западные склоны гор повсеместно заняты преобладающим образом сосняками, а северные и восточные - лиственничниками с подлеском из берёзы, ольхи, рододендрона, багульника болотного, брусничника. За последнее время хищническими вырубками наносится невосполнимый ущерб лесам района. На крутых южных склонах хребтов встречаются участки с характерной степной растительностью. Луга в долине Хилка и его притоков издавна славились разнообразием видов, имеющих как кормовое, так и лекарственное, декоративное, защитное значение.


Животный мир

В районе распространены обычные для Забайкалья виды животных. Из числа исчезающих видов, занесённых в различные Красные книги, можно отметить часто встречающуюся кутору, а также редких гостей - ирбиса, красного волка, енотовидную собаку, корсака, манула, чёрного аиста, дрофу, журавлей - красавку и серого, кроншнепов - большого и среднего и несколько видов насекомых. В последние годы падает численность соболя, рыси, ондатры и других пушных зверей. Уменьшается количество лося, изюбря, кабарги. Самым распространённым видом водной фауны является елец (чебак, булус). Видовой состав рыб менятся по сезонам и территориально. Плотва (сорога) и сазан, к примеру, встречаются только в восточной части водной системы района. Вырубки лесов, обмеление рек, загрязнение водоёмов и неограниченный браконьерский лов привели в последние годы к резкому снижению численности тайменя и ленка.


Экология

Район входит в состав буферной зоны озера Байкал и поэтому экологические проблемы данной территории должны решаться усилиями не одних местных жителей и руководства. На 2003 год было зарегистрировано 298 постоянных источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферу. Уровень загрязнения воздуха в населённых пунктах в течение года меняется от низкого до повышенного. В водные объекты, т.е. в конечном счёте в р.Хилок, сбрасывается в среднем за год до 3 500 тыс. куб.метров сточных вод. Основной объём сбросов осуществляет население района, проживающее в неблагоустроенном жилье. Однако повышенный уровень загрязнения реки Хилок объясняется сверхнормативными сбросами сточных вод из очистных сооружений на ст.Хилок, подведомственных Заб.ж.д. Из 63 свалок твёрдых бытовых отходов 40 свалок - несанкционированные. Натуральный гамма-фон в населённых пунктах не превышает 20 мкр/час и возрастает до 40 мкр/час в местах выходов гранитов триасово-юрского возраста. В 2003 году район оказался в зоне катастрофического воздействия лесных пожаров, результате чего был нанесён крупный ущерб сохранности ландшафтов и животного мира, экономике, физическому здоровью и духовному самосознанию людей.


Топонимика

На всей территории района преобладают географические названия на языке современных народов - в первую очередь бурятские, затем русские и эвенкийские. Кроме того, есть несколько топонимов с затемнённым происхождением. Бурятские и русские названия распространены по площади района равномерно, а эвенкийские преобладают на востоке и юге территории. Основная масса топонимов отражает природно-географические признаки местности.


Историко-экономический очерк.

Территория Хилокского района осваивалась людьми издавна. Возле ст. Гыршелун найдены орудия труда, сделанные синантропом - предком человека, жившим сотни тысяч лет назад. В районе насчитывается более 60 археологических памятников, относящихся к разным историческим эпохам. За многие тысячи лет на этой земле побывало множество самых разных племён и народов, а ко времени появления отрядов русских землепроходцев на территории района проживали тунгусы. Вслед за первыми разведчиками, проникнувшими на территорию нашего района в начале 1650-х годов, сюда пожаловала экспедиция Петра Ивановича Бекетова. После этого события на непродолжительное время долина Хилка стала единственной дорогой, ведущей в Забайкалье с запада. Глухой угол оживился. По реке двигались караваны судов, устраивались многочисленные становища. Однако трудности хилокского маршрута, красочно описанные протопопом Аввакумом, заставили искать более удобный путь, который был вскоре проложен вдоль реки Уды. Интенсивность движения долиной Хилка резко упала, а затем оно почти совсем прекратилось. Переселенцы из Сибири и Европейской России по причине малодоступности не стали заселять верховья реки Хилок. Зато хоринским бурятам (хоринцам, хорибурятам) наша глухомань явно приглянулась. Они перекочевали сюда на рубеже XVII-XVIII веков и жили две сотни лет уединённо, не особенно тревожась за свой размеренный жизненный уклад. Их предшественники - тунгусы - избавляясь от ясачного обложения, частично покинули пределы хилокской долины. Те же, кто остался, были ассимилированы бурятами. С тех приволье сделалось характерным признаком верховьев хилокской долины.

Все земли в хилокской долине являлись собственностью государства и с XIX века ими распоряжалось Министерство Земледелия и Государственных Имуществ. Известны ссылки на документы, разрешавшие бурятам селиться по реке Хилок - "дозволение" тайше Окину от 21 октября (1 ноября) 1717 года и указ Селенгинской воеводской канцелярии от 8(19) апреля 1737 года, согласно которым хоринцы получили эту территорию в безраздельное пользование. Знаменитый указ Петра Великого от 22 марта (2 апреля) 1703 года касался лишь земель, расположенных в нижнем течении Хилка.

Управляли местными бурятами Хоринская контора и мирские избы, пока в 1822 году не произошла административная реформа Сперанского. Появилась Хоринская Степная Дума, позже называвшаяся Хоринским инородным управлением или Хоринским ведомством. Это ведомство в конце XIX века входило в состав Верхнеудинского округа Забайкальской области.

С 1807 года на землях, заселённых хоринскими бурятами, начались работы по съёмке и межеванию участков. В 1863-1871 гг. произошло разграничение "инородческих дач" в долине Хилка и на территории, которую занимает сейчас Хилокский район, были очерчены владения бурятских общин-булуков. Одиннадцать общин помещались здесь полностью и три частично. К концу века население этих полукочевых административных образований доходило до 4,4 тысяч человек. Проживало оно, согласно переписи 1896 года, в 103 населённых местах, какими являлись небольшие полукочевые улусы, состоящие из летников и зимников. Общинные владения включали низменную часть долины Хилка и его притоков, а также близлежащую зону лесов. Остальная территория считалась "казённой".

Местное население, по подсчётам Комиссии Куломзина, содержало, как минимум, до 30 тыс. голов крупного рогатого скота и до 8 тыс. лошадей. При этом следует учесть, что в хилокской долине на отрезке между современными сёлами Бада и Могзон косили сено и пасли скот буряты из десятка общин, расположенных в долинах Киженги, Худана и вблизи Беклемишевских озёр.

Причинами такого относительного благополучия явились как трудовые усилия людей, так и особенные природно-климатические, почвенные и иные условия, сложившиеся в те годы в верховьях и части среднего течения Хилка.

Земля, на которой ныне располагается территория Хилокского района так бы и осталась на долгие годы отключенной от разлагающего воздействия цилизации, если бы не наметившаяся на конец XIX века постройка Забайкальского участка Сибирской железной дороги. В результате рекогносцировок, сделанных группами специалистов, возглавляемых Г.В.Адриановым, было избрано направление прокладки железной дороги по долине Хилка. Регион стали посещать различные экспедиции. Они изучали условия строительства, отмечали, где можно расположить будущие станции и разъезды. В 1894 году на территории нынешнего административного Хилокского района предполагалось основать две крупных железнодорожных станции, названные тогда же Хилок и Аршан (будущий Могзон). К весне 1895 года был готов более подробный план прокладки дороги. В пределах нашего района тогда оказались на- мечены пять будущих станций - Хилок, Аршан, Бадинская Степь (Бада), Хушенга, Тайдут.


Г.В. Адрианов
Последнюю проверку намеченной трассы проделал геолог В.А.Обручев, будущий учёный с мировым именем. По долине Хилка он прошёл дважды - в 1895 и 1898 гг., побывав на месте всех намеченных и строящихся станций. По его свидетельству в середине лета 1895 года в долине Хилка "... никакие работы по прокладке полотна не начаты, нет никого из строителей ...", а также "... не было ещё ни одного из начальников участков и дистанций, которые приехали в конце июля или половине августа и тогда только приступили к проверке линии, изысканию более удобных вариантов и провешиванию линии вехами и просекою". Таким образом, с конца лета 1895 года можно вести отсчёт начала существования населённых пунктов Хилокского района, обязанных своим появлением, в первую очередь, прокладке железнодорожной колеи.

В 1895 году на территории района появились первые постоянные поселения - будущие станции и разъезды: Хилок, Могзон, Бадинская Степь (Бада), Харагун, Тайдут, Жипхеген. Население их поначалу было невелико. Массовый приток рабочих и, соответственно, увеличение числа жителей вновь основанных поселений произошли в 1896 году, после совершившегося земельного отвода под строительство. Без затруднений полосу отчуждения провели по правому крутому берегу реки Хилок. На безлесных равнинных местах "удобная" земля отводилась только по договорённости с Хоринским ведомством и с согласия сходов-сугланов общинников.

Через земли Хилокского района пролегла полоса деятельности 6 и 7 строительных участков. Первый из них, протяженностью 118 вёрст (126 км), начинался на станции Толбага и заканчивался на речке Шантой, возле нынешней Алентуйки. Второй имел длину 126 вёрст (134 км), позднее - 135 вёрст (144 км) и тянулся до перевала через Яблоновый хребёт.

С началом отсыпки земляного полотна на всей нынешней территории района началась кипучая деятельность. До 1897 года возникли остальные прижелезнодорожные населённые пункты, существующие по сей день. Возле них позднее стали расти частные посёлки, состоящие из индивидуальных построек, факт появления которых был отдельно отмечен в различных справочниках, что впоследствии повлекло цепь недоразумений в связи с определением времени возникновения самого населённого пункта.

Возникновение и укрупнение частных посёлков явилось неожиданностью как для железнодорожного начальства, так и для областных властей. Скорее всего, вопрос дальнейшего освоения данной территории оседлым населением был недостаточно проработан в высших сферах. В дальнейшем именно рост частных посёлков привёл к появлению первых территориальных образований, а, в конце концов, к созданию Хилокского административного района.

Строители дороги и первые жители прижелезнодорожных населённых пунктов будущего Хилокского района оказались в числе тех, на чью долю выпали наибольшие трудности. Удалённость от обжитых районов Забайкальской области привела к тому, что в верховьях Хилка было тяжелее наладить даже простой человеческий быт.

На 6-7 участках имелось много серьёзных препятствий, затруднявших прокладку трассы - скалистые косогоры, а также река, на значительном расстоянии подходящая вплотную к насыпи. Механизмов на стройке было мало. Основная масса более-менее дальних перевозок легла на лошадёнок, принадлежавших приезжим мужичкам или предоставленных местными бурятами.

Людей проверила на стойкость сама природа. После наводнений 1896-1897 гг., пришла сильная засуха, вызвавшая неурожай и голод, сопровождавшиеся оттоком рабочих со строительства. В довершение всего, начались эпидемии сибирской язвы и чумы, нанёсшие наибольший урон в хилокской долине. Здесь заболели в течение июня-июля 1898 года 1 272 лошади, из числа которых пало около тысячи голов.

Сами первостроители тоже сильно пострадали от болезней. За весь период сооружения магистрали на 6 участке заболело 2 163 человека (умерло 45) и на 7 участке заболело 1 666 человек (умерло 33). На всех других 13 участках стройки заболело в тот же срок 20 437 человек (умерло 290). Таким образом, всего на 2-х участка, разместившихся, в основном, на землях Хилокского района, оказалось 15,7% заболевших и 21% умерших от их общего числа строителей дороги.

Рельсовый путь вошёл на территорию района с востока в мае 1899 года. Тогда же станции хилокского отрезка стройки посетил министр путей сообщений князь Михаил Иванович Хилков. В частности, он встретился с жителями посёлка при станции Хилок и выказал пожелания дальнейшего роста и процветания данного населённого пункта.

Укладка дорожного полотна шла достаточно быстро и в начале зимы строи-тели с двух сторон (от Мысовой рельсы стали класть также в мае 1899-го) сблизи-лись на минимальное расстояние. На 361-й строительной версте, в восьми верстах восточнее Толбаги, наконец-то произошло знаменательное событие - соединение обеих веток магистрали. Это случилось 16 (28) декабря 1899 года в уютной долинке, при устье четырёх речек. Позднее здесь образуется переселенческий участок Алентуйский и появятся два населённых пункта - Воскресенка и Улунтуй. В течение века данная местность регулярно входила (с 1974 года без перерывов) в состав территории Хилокского административного района, поэтому мы все вправе гордиться, что именно на нашей земле произошло событие мирового значения.

На станции Хилок выросли корпуса основного паровозного депо и ремонтных мастерских, а на станции Могзон построили оборотное депо. На обеих станциях появились ж.д. больницы, приёмные покои и библиотеки. В Хилке в 1897-98 гг. была построена первая в крае и широко известная железнодорожная Николо-Александровская церковь. В Могзоне позднее появилась Петропавловская приходская церковь, а в Хушенге - приписная Алексеевская. К услугам служащих и рабочих Заб.ж.д. были предоставлены вагоны-церкви и передвижные библиотеки.

Во время русско-японской войны в связи с ростом грузоперевозок по железной дороге на территории Хилокского района появилось несколько новых населённых пунктов - крупных разъездов. На остановочных пунктах и станциях значительно вырост штат служащих, условия труда и быта ухудшились и поэтому во время начавшейся в стране первой российской революции местные железнодорожники приняли самое активное участие в забастовках, создании профсоюзных организаций.

Особенно выделилась степенью массовости участия в различных формах борьбы станция Хилок, уступая в Забайкалье лишь Чите и Верхнеудинску. Зимой 1904-1905 гг. в течение двух месяцев власть в Хилке практически была в руках железнодорожного смешанного комитета, наладившего безукоризненную работу всех служб. Зато и наказание хилокчане понесли самое жестокое. Нигде в крае не было столько казнённых участников революционных событий, как в Хилокском районе - возле Могзона были убиты без суда 7 хилокчан и в Хилке казнены ещё столько же. По мере роста числа жителей рабочих посёлков и постоянного перемещения людей и грузов увеличивалось количество конфликтов с местными общинниками. Земля за пределами полосы отчуждения по-прежнему оставалась во владении бурят, которые сдавали в аренду посельчанам участки под пашню, огороды и покосы. Арендаторы часто не вносили плату, а буряты-общинники не могли документально подтвердить свои претензии.

Возросла миграция местного населения. Часть бурят, особенно из числа богатых, покинула обжитые кочевья, чтобы сохранить в неприкосновенности традиционный уклад, зато поближе к стройке переселялись бедняки из других общин, привлечённые возможностью неплохо заработать. Вновь появившиеся жители пристанционных посёлков не сохранили многовековой опыт хозяйствования, отводя подавляющую часть времени иным занятиям. К 1910 году на 10 тысяч жителей железнодорожных посёлков имелось немногим более 3 тыс. голов крупного рогатого скота, несколько сотен лошадей, коз и овец. Таким образом, хилокские верховья стали терять своё значение как район развитого животноводства и их население переключилось на прямое и косвенное обслуживание железной дороги, стало участвовать в торговле, лесоразработках и иных промыслах. Перемены, произошедшие в Забайкалье в связи с сооружением железной дороги, коснулись и административного устройства. Хоринскому ведомству пришлось видоизменять устаревшую родовую систему управления. Прежние общины были укрупнены и с 1904 года на землях Хилокского района располагались владения Харганатской волости, а также частично Хоацайской (Хуацайской) волости.

Жители основанных станций и пристанционых посёлков также желали собственного административного устройства. Работники железнодорожных служб подчинялись собственному начальству. Всё прочее население, юридически приписанное к прежним местам проживания, не находилось в прямой административной зависимости от кого-либо.

Порядок в посёлках от Петровского Завода до Читы поддерживался приставом 5-го стана Верхнеудинского уезда и чинами железнодорожной жандармерии. Однако одного полицейского надзора людям было недостаточно. Видимая "свобода" оказалась иллюзией. Таким образом, опасность произвола со стороны руководства Забайкальской железной дороги, а также желание устранить противоречия в отношениях с местными бурятами заставили поселковое население добиваться утверждения собственного управления.

Ко всему прочему в те же годы добавилась проблема дележа переселенческих участков и размещение на площади района новых жителей, приезжавших с запада. Они селились в стороне от станций, а это потребовало изменения инфраструктуры, невозможного без нового административного размежевания. Вскоре после основания села Энгорок переселенцами из долины Чикоя (1906 г.), появилась новая административная единица - Энгорокское отдельное сельское общество, включавшее также заимки и хутора на старом Зорголикском тракте, ведущим с Ингоды по долине Блудной до Ямаровки.

От станции Хилок в 1914-1916 гг. с использованием труда австро-венгер-ских военнопленных был проложена улучшенный тракт на Ямаровку. В Хилке появилась база снабжения и сюда по железной дороге стали прибывать люди, следующие на лечение. На линии обновлённого тракта возникло несколько населённых пунктов - сёла Хилогосон, Бильчир и другие. Постепенно пристанционные посёлки стали получать официальное устройство. В 1908 году уже решался вопрос об образовании из этих посёлков отдельных обществ с крестьянским самоуправлением и сведении их в пределах нынешнего района в три волости. В начале второго десятилетия ХХ века значение верховьев Хилка возросло в масштабах области и всего генерал-губернаторства. Кроме того, значительно прибавилось жителей в железнодорожных посёлках. По мнению областного начальства наступило время для административных перемен. В 1916 году была образована Хилокская волость, просуществовавшая до 1918-го. Это первое административное образование с названием, подобным современному названию района. Центром волости стала станция Хилок.

После событий 1917 года районные земли оказались поделёнными между новыми административными единицами Хоринского ведомства (с 1918 г. - аймака) - сомонами: Хилокским, Могзонским и др., входившими в состав Харганатского и Хоацайского хошунов. Одновременно с ними на территории района существовали и крестьянские волости: Могзонская, Енгорокская, Ново-Тарбагатайская (позднее Тарбагатайская). Так ложилась применявшаяся до 1930-х гг. система параллельного существования на одной территории двух типов административных образований, различавшихся сначала по этнографо-ведомственному признаку. Одни волости (хошуны, сомоны) ведали мононациональными бурятскими общинами, другие - поначалу многонациональными железнодорожными посёлками, а затем всеми небурятскими поселениями.

В начале 1918 года местные КОБы были легко заменены Советами рабочих, крестьянских и бурятских депутатов. После начала боевых действий в Забайкалье в Хилке было создано три отряда Красной Гвардии. Два ушли воевать против войск Семёнова на Акшинское направление, а третий - на Прибайкальский фронт. Могзонцы собрали две группы красногвардейцев, попавших на противоположные направления. Вынужденное отступление красных отрядов по территории района проходило почти без стычек и разрушений. Советскую власть большинство жителей района проводило без сожаления, зато на смену ей пришёл семёновский режим.

Железнодорожники ещё с 1905 года считались потенциальными "смутьянами" и поэтому оказались на подозрении у нового режима. На станциях появились японские оккупанты. Обещанного изобилия продуктов не стало, зато в населённые пункты часто являлись семёновские бронепоезда и жители постепенно перешли в оппозицию к режиму. Хилокчане группами уходили на юг, в долины Ингоды и Чикоя, где действовали крупные партизанские отряды. На территории района поначалу были лишь небольшие группы подпольщиков, а в лесах скрывалась от мобилизации молодёжь. Позднее на р.Блудной стали базироваться отряды Фильшина и Смолина, однако в боевых действиях они не участвовали вплоть до зимы 1919-1920 гг.

Каратели осенью 1919 года нанесли упреждающий удар и уничтожили под Хилком и Могзоном 2 группы рабочих и молодёжи, а также многих арестовали и замучили в застенках. Тем не менее, уже зимой в районе ст.Хилок насчитываалось до 300 штыков и сабель.

Весной 1920 года западную часть района без особых усилий заняли части Народно-Революционной Армии Прибайкалья и партизаны, а на востоке возле станций Гыршелун, Харагун и Могзон происходили затяжные бои. Возле самой границы района начались знаменитые гонготские переговоры с японцами, закончившиеся подписанием перемирия и подтолкнувшие к образованию ДВР.

До момента воссоединения с Советской Россией площадь нынешнего района почти целиком попала в состав восстановленных Хилокской, Энгрокской и Ново-Тарбагатайской волостей Петровск-Заводского района Прибайкальской области. Лишь участок от Тайдута до Могзона оказался в составе Могзонской волости Читинского уезда Забайкальской области. С 1922 по 1926 год территория Хилокского района Забайкальской губернии была поделена между Карымской и Хоацайской волостями Читинского уезда и Ново-Тарбагатайской, Хилоко-Бурятской и Хилокской волостями Петровско-Заводского (с 1925 г. - Петровско-Забайкальского) уезда. В 1926 году впервые появился Хилокский район, объединивший 14 сельсоветов, в том числе и часть владений бывшей Коротковской волости - сёла Черемхово и Афонькино, входящие ныне в состав Красночикойского района. Одновременно в Петровск-Забайкальский и Титовский районы попали окраинные земли современного Хилокского. Тогда на площади района в 148 населённых пунктах проживало 15 624 человека.

Национальные Хоацайская и Хилоко-Бурятская волости (хошуны) ещё 11 ноября 1925 года были переименованы в райсоветы, а 1 июля 1927 года на их базе образованы национальные районы под теми же названиями. В 1931 году оба района объединились и появился Хилоко-Хоацайский район с центром в Могзоне.

В конце 1920-х гг. в Хилокском районе началась коллективизация, проводившаяся на первых порах спокойно, без перегибов. В ряде сёл и улусов района возникло несколько небольших товариществ и коммун. Несмотря на значительную долю населения, занятого сельским трудом, Хилокский район в конце 1920-х годов по числу посевных площадей и поголовью скота занимал последние места в Читинском округе. После февраля 1930 года по сёлам Хилокского района пронеслась машина насильственной "сплошной коллективизации", в результате действия которой появилось 20 коллективных хозяйств. В их числе было 10 коммун, объединивших 284 хозяйства, 8 артелей с 269 хозяйствами и 2 животноводческих артели с 30 хозяйствами.

Вслед за объявлением о недопустимости перегибов большинство вновь соз- данных колхозов сохранилось, но в них на июнь 1930 года осталось всего 13,1% крестьянских хозяйств. Затем началось вовлечение обратно в колхозы вышедших оттуда крестьян. К концу 1930-х годов в Хилокском районе насчитывалось 23 достаточно жизнеспособных коллективных хозяйства и появилась Хилокская МТС, базировавшаяся в с. Бада. Во второй половине 1920-х годов в районе появились представители и рабочие железнодорожных и краевых лесозаготовительных организаций - Дальлеса и других. Нанимали также местную рабочую силу и привозили с запада навербованных. Из их среды возникли целые династии лесорубов. К 1927 году относят появление крупнейшего на территории Хилокского района посёлка лесозаготовителей - с. Линёво Озеро.

В течение 1920-х - начале 1930-х годов железнодорожные предприятия района лихорадило от нововведений и перестановок, что негативно влияло на качество и объёмы работы. С 1928 по 1931 год Хилокское основное депо переводили в разряд оборотных. Таким образом, райцентр на время утерял своё головное предприятие, но одновременно, согласно протоколу №1 административной комиссии при Президиуме ВЦИК от 9 января 1929 года районный центр Хилок был утверждён рабочим посёлком. Тем не менее в 1932 году Хилокский район упразднили, с передачей территорий сельсоветов Петровск-Забайкальскому, Хилоко-Хоацайскому (стал называться с 1934 года Улан-Хилокским территориальным) и Красноярскому (Красночикойскому) районам.

Очередная ломка административных границ привела к упразднению Улан- Хилокского района и второму рождению 11 февраля 1935 года Хилокского района. Восстановленный район состоял из 20 сельсоветов Улан-Хилокского, Петровск-Забайкальского и Красночикойского районов с центром в п. Хилок. Территориальных потерь почти не произошло, за исключением участка между Катангаром и Зугмарой, переданного в своё время Хилоко-Хаоцайскому району, а теперь оставшегося в составе Петровск-Забайкальского района. Новый район включал 100 населённых пунктов. В состав района вошли все прежние сельсоветы и большая часть сельсоветов бывших национальных районов. К Бильчирскому сельсовету дополнительно присоединили округу озера Арей.

Новый Хилокский район напрямую подчинялся крайисполкому вплоть до 26 сентября 1937 года, когда был расформирован Восточно-Сибирский край и вторично образована Читинская область. На железнодорожном транспорте в 1930-е годы развернулось социалистическое соревнование. К тому времени на железнодорожных предприятиях района произошла реконструкция производства. В Хилке в 1935 году воздвигли новые корпуса паровозного депо, сдали в эксплуатацию электростанцию. Спустя год сделали основным могзонское оборотное депо. В 1938 году было создано Хилокское отделение движения, что позволило лучше руководить работой данного участка магистрали.

Вскоре средства агитации и пропаганды стали всё чаще упоминать имена наших передовиков, машинистов паровоза из Хилка и Могзона: Т.П.Брылёва, А.М.Кузнецова, Н.П.Леточного, А.И.Масюка и др. Они, и их последователи, первыми стали прославлять Хилокский район на дороге, в области и за их пределами.

В районе в те годы возникли многочисленные лесоучастки Хилокского ЛТХ (лестранхоза) треста Восибтранслес (позднее Читтранслес и Читлес) и райлесхоза, заготовлявшие древесину, которую доставляли затем на ближайшие лесопогрузочные станции. Транспортировка леса осуществлялась поначалу в основном по рекам. Из мест, откуда был невозможен сплав, а также зимой, лес вывозили гужевым транспортом. Позднее всё чаще стали применяться автомобили-лесовозы.

На лесоповале работали не только штатные рабочие, но колхозники как Хилокского, так и соседних районов. В прямой зависимости от лесозаготовок находилось возникновение и существование удалённых от железной дороги новых населённых пунктов района - Аренура, Гореки, Шара-Горхона, Аршана, Будары. Это были достаточно крупные поселения со своими магазинами, школами, медицинскими пунктами, клубами. Так к середине 1930-х годов к первому и главному звену местной экономики - железнодорожным предприятиям - прибавились предприятия лесозаготовительные. Хотя подавляющая часть из них и подчинялась железной дороге, но фактически занималась иным родом деятельности. Обе этих отрасли, железнодорожный транспорт и лесная промышленность, с тех пор занимают основное место в жизни района, отодвинув на второй план сельское хозяйство и добывающую отрасль.

Успехи хилокчан были омрачены волной репрессий 30-х годов. Тогда повсюду начали искать "врагов народа" и "вредителей", которые, если и были, то в самом малом числе. В основном арестовывали обычных людей, уличённых в обычных человеческих грехах - разгильдяйстве, пересказывании политических анекдотов, знакомстве с "разоблачённым врагом". Часто роль играл ложный донос "доброжелателя", а иногда и нелепое стечение обстоятельств.

Сколько было арестовано, скольких жителей района расстреляли или загнали в лагеря - до сих пор неизвестно. Очевидно лишь, что вина подавляющего большинства из них оказалась чрезвычайно мала по сравнению с мерой наказания. В 1938 году в состав района включили Семиозёрский сельский совет, на территории которого находились Шумиловские рудники комбината Востсиболово. Район протянулся на юг чуть ли не до границы с Монголией. В райцентре создали базу снабжения рудников и был построен аэропорт, а в с.Черемхово существовали базы: перевалочная и гужевого транспорта.

Великая Отечественная война проверила хилокчан на прочность. Подавляю-щее большинство жителей района сделало всё, что было в их силах и даже сверх своих возможностей. Вместо уходивших на фронт мужчин на производство, лесо- участки и колхозные поля вышли женщины и подростки. Работали они не хуже тех, кого заменили, хотя по силам значительно им уступали.

Нашему району, своим существованием обязанному железной дороге, в годы войны была дана задача обеспечить бесперебойное движение на определённом отрезке Транссибирской магистрали. Поэтому особое значение придавалось работе обоих паровозных депо и на передовиков-машинистов равнялся весь район. Особенными успехами, как и в довоенное время, выделялось депо Хилок. В первые месяцы войны для нужд фронта отсюда отправили ряд паровозов с хорошими машинистами. Оставшимся на месте работникам предприятия пришлось искать пути увеличения производительности труда при меньшем количестве техники и растущем грузообороте. С этой проблемой они справились быстро. Уже осенью 1941 года колонна машиниста-орденоносца Т.П.Брылёва завоевала 1-е место по Забайкальской ж.д.

Эксплуатация техники была поднята на уровень, достойный военной поры, но одновременно всё это приводило к её преждевременному износу. В депо ввели лунинский (силами самой бригады) и кооперированный (силами двух бригад) методы ремонта паровозов. По предложению машиниста А.М.Кузнецова была оборудована специальная "лунинская" канава для ремонта 10 "лунинских" паровозов.

Депо Хилок первым применило эти новшества и данный опыт стал распро- страняться по всей дороге. За свои успехи в военные годы оно неоднократно за- воёвывало переходящие Красные Знамёна ГКО, МПС, Заб.ж.д., райкома ВКП(б) и РИКа, а 14 работников депо были награждены орденами.

Так же самоотверженно трудились и на других железнодорожных и районных предприятиях. Перевыполнение плана сделалось правилом для всех работающих жителей района. На Шумиловских рудниках к концу 1942 года было более 40 "двухсотни-ков", выполнявших норму на 200 и 300%. Помимо непосредственной работы на благо Родины, хилокчане принимали участие в кампаниях по сбору средств на оборону, проводившихся в форме прямого внесения денег и ценных вещей, а также в форме покупки облигаций военных займов и билетов денежно-вещевых лотерей. К 14 октября 1941 года трудящиеся Хилокского района собрали и сдали в фонд обороны деньгами 310 880 рублей, не считая облигаций, сданных на вдвое большую сумму.

В Хилке в первые месяцы войны были развёрнуты эвакогоспитали №№ 1839 и 1937, а в Могзоне - эвакогоспиталь № 1938. В них бойцы и командиры Красной Армии получали хороший уход и лечение. В результате тяжёлых ранений некоторые из них умерли - в Хилке похоронено 16, а в Могзоне 5 человек. А сами люди жили впроголодь. Хлеба в Хилокском районе с января 1942 года выдавали по карточкам служащим 400 г, иждивенцам 350 г, а работающим на сено- и лесопунктах - по 600 г в сутки. Ближе к концу войны рабочим выдавал уже по 800 г хлеба. Выручало то, что у большинства жителей имелись приусадебные участки. Кроме того, почти каждое предприятие имело собственное подсобное хозяйство.

Хилокская земля вплотную соприкоснулась и с военной трагедией. Осенью 1944 года, согласно официальной версии случившегося, на вершинах гор в 30 км к юго-западу от посёлка Хилок потерпел катастрофу военно-транспортный самолёт американского производства Б-25Ц. На борту находилась группа инспекторов авиации Красной Армии во главе с Героем Советского Союза В.И.Артамоновым. Все 8 человек погибли. Поисковые отряды и самолёты долго искали пропавших, а в это время несколько местных жителей занимались мародёрством, за что некоторые понесли наказание.

Данный случай и другие малочисленные примеры малодушия не заслоняют массового трудового героизма и самопожертвования, проявленного населением Хилокского района во время Великой Отечественной войны. Простые труженики и низовые руководители в голоде, холоде и других лишениях неуклонно приближали нашу общую Великую Победу.

За годы войны Хилокским райвоенкоматом на западные фронты и на Забайкальский фронт было послано более 6 тыс. человек. В 4-м томе областной Книги памяти указано 2 332 фамилии погибших хилокчан. Из них, согласно подсчётам районного музея, погибло, пропало без вести и умерло от ран в ходе военных действий 1941-45 годов 2 296 человек. Представители нашего района воевали практически на всех участках советско-германского фронта, от Мурманска до Кавказа. Обильно полита кровью наших земляков сталинградская земля - там сложили голову не менее чем 172 жителя района. На Смоленщине и под Ленинградом пали, соответственно, не менее 127 и 114 хилокчан.

Среди тех, кто жил, учился и работал в нашем районе перед войной, были четыре Героя Советского Союза. Работник Хилокского лестранхоза Ф.М.Хлуднев умер от ран после боёв на Днепре. Житель ст.Загарино В.Г.Кочнев стал лётчиком и погиб, совершая 199-й боевой вылет. Пришли домой после победы Д.М.Перов, водитель "катюши", учившийся накануне войны в Хилокском ж.д.училище и другой житель района Ф.Н.Билевич, который вскоре покинул родную Баду и до последних лет проживал в Минске. Кроме жителей района, непосредственно участвовавших в боях, на фронт уходили и те, кто должен был работать на войне. Они под бомбами и обстрелами занимались восстановлением железнодорожного хозяйства, а также осуществляли перевозку грузов.

Во второй половине 1940-х годов по всему району были раскиданы небольшие лагеря военнопленных японцев, своим подневольным трудом восполнявших чудовищные потери, нанесённые нашей стране в результате войн, развязанных фашистскими режимами. Японцы валили лес в долинах Сулхары, Хуртея, возле Шаракула; работали в Хилке, Хушенге и в других местах. Многие из них умерли и были захоронены на небольших кладбищах. В 1990-х годах поисковые отряды из Японии занимались уточнением местоположения этих захоронений, выкапыванием и сожжением останков, а затем вывозкой праха на родину.

Неурожайные послевоенные годы заставили колхозников сдавать буквально последние зёрна урожая и самим вновь жить полуголодными. Под одну гребёнку всех, однако, не стригли. К примеру, в марте 1948 года колхозы Хилокского района распределили на 3 группы по объёмам поставок молочной продукции.

В южной части района появилась вторая, Черемховская МТС, обслуживавшая колхозы, имевшие угодья в долинах Чикоя и Блудной. На рубеже 1940-50-х годов произошло укрупнение колхозов. Маломощные хозяйства входили в состав более зажиточных и крепких. Несколько раз менялись названия других сельхозартелей и их общее количество, а в 1960-е годы район шагнул, имея всего три крупных колхоза - "Россия", "Родина" (с 1962 года "Мир") и "Дружба". Особыми успехами сельскохозяйственная отрасль района не блистала, хотя были здесь и передовые коллективы, так называемые "колхозы-миллионеры".

В 1946 году было создано Хилокское отделение дороги в границах от станции Петровский завод до станции Могзон. Это придало вес всему району и повлияло на улучшение работы железнодорожных предприятий.

Добыча леса на территории района в 1940-50-х годах приобрела ещё большие масштабы. В 1944 году Аршанский механизированный пункт был переименован в лестранхоз и тогда же база Хилокского ЛТХ была переведена из села Линево Озеро на станцию Хушенга. Затем в Хилокском районе появились леспромхозы - сначала Загаринский ЛПХ, а в 1950 году в село Линёво Озеро был переведён Могочинский ЛПХ, вскоре названный Хилокским и ставший с течением времени самым мощным в районе лесозаготовительным предприятием. вскоре был создан Бадинский ЛПХ. Территория делилась на лесопункты и лесоучастки леспромхозов и лестранхоза. Валили деревья электрическими и мотопилами. По рекам лес уже почти не сплавляли. Повсюду проложили дороги и мощные лесовозы возили хлысты с лесосек на склады. Успехи хилокчан были отмечены присвоением почётнейшего звания Героя Социалистического Труда водителю лесовоза - передовику Я.В.Ворсину, жителю с.Линёво Озеро.

Районный центр - посёлок Хилок в конце 1940-х годов начал значительно меняться в плане благоустройства, что было отмечено присвоением ему статуса города Указом Президиума Верховного Совета РСФСР № 731 от 12 июля 1951 года.

В 1959 году Семиозёрский сельсовет вместе с Шумиловскими рудниками передали Красночикойскому району, К тому времени объёмы добычи руды понизились и вскоре управление было упразднено, население многих посёлков разъехалось. К тому времени произошло укрупнение сельских советов и в начале 1960-х гг. в Хилокском районе осталось всего 13 местных административных единиц.

Настала очередь и более крупных административных изменений. В январе 1963 года в результате соответствующей перестройки было произведено укрупнение Петровск-Забайкальского района в основном за счёт присоединения территории района Хилокского. Участок возле озера Арей отошёл Улётовскому району, Черемховский сельсовет - Красночикойскому району, п. Могзон вместе с сёлами Загарино, Укурик и Улётка - Читинскому району.

После подъёма 1950-х годов наступил естественный спад в поступательном развитии района. Хилокское отделение дороги и вагонный участок убрали, прекратил работу местный аэропорт. Проезд отдыхающих на знаменитый курорт Ямаровка, в течение полувека осуществлявшийся из Хилка, стал производиться из Петровск-Забайкальского. Модные в те годы понятия "централизация" и "укрупнение" приводили к закрытию мелких кирпичных и шпалозаводов и других подобных предприятий. В Хилке прекратили работу колбасная мастерская и маслозавод. В связи с переводом железной дороги на тепловозную тягу, многие машинисты паровозов со своими семьями покинули пределы района, уехав на Алтай и в другие места. Старейшее на дороге паровозное депо ст. Хилок, принесшее району столько славы и почёта, было закрыто в 1967 году и вместо него образовали вагонное депо.

Вскоре власти обратили более пристальное внимание на город. Был составлен генеральный план развития Хилка, к осуществлению которого приступили в начале 1970-х годов, начав строительство кварталов пятиэтажных домов и других объектов.

Через 10 лет, в декабре 1973 года, Хилокский район был воссоздан вновь, но в несколько урезанном виде. В него вошли лишь земли, отходившие в своё время Петровск-Забайкальскому и Читинскому районам. Позднее к ним присоединили Закультинский сельский совет и округу сёл Ушоты, Халярта и Воскресенка, которая ещё в 20-х гг. ненадолго входила в состав Хилокского района. В таком виде он существует по сей день.

Бывшие хилокские колхозы постепенно преобразовывались в совхозы. Районное руководство в 1973 году приняло под свою опеку 2 колхоза и 2 совхоза. В 1980-х в районе остался всего 1 колхоз "Мир" и числилось 5 совхозов: "Сосновский", "Арейский", "Дайгурский" (г. Хилок) и "Могзонский" (п. Могзон), да ещё существовал сельскохозяйственный кооператив "Шонтой" (с. Алентуйка). Несмотря на оскудение почвы, малые площади посевов и сенокосов, в течение длительного времени жители района потребляли значительный процент продовольствия, полученного местными хозяйствами. Железнодорожная отрасль почти не требовала вмешательства районной власти и работала в своём ритме. С декабря 1974 года по территории района пошли составы, ведомые электровозами. Внедрение электротяги создало дополнительные рабочие места, а вдоль колеи железной дороги, через весь район протянулась просека линии ЛЭП-220.

Заготовку древесины продолжали производить предприятия: Хилокский (Линёво озеро), Хушенгинский (Хушенга) и Загаринский (Могзон) леспромхозы, а также Хушенгинский ЛТХ. В 1980-х годах к ним прибавились Бадинский (Бада), Сосновский (Жипхеген) и Хуртейский (Харагун) леспромхозы.

На каждом предприятии лесой промышленности были возведены цеха по первичной переработке леса и вместо кругляка покупателям стали поставлять брус, доски и другие полуфабрикаты. Особенно известен был Хилокский ЛПХ, который имел крупнейший в Читинской области годичный объём вывозки леса. Леспромхозы брали древесину не только в нашем районе, но и на сопредельных территориях.

Ещё в 1920-х годах прекратили добычу бурого угля в Халярте. С тех пор лишь использовали запасы глины, да Могзоном вели добычу золота в очень ограниченных размерах и в долине Блудной жгли известь. Развитие горнодобывающей отрасли района началось в 1960-е гг. с разработки месторождений строительного камня, гальки, гравия. а в 1980-х гг. началась добыча цеолитов и угля. На сегодняшний день действуют два горнодобывающих предприятия - Жипхегенский щебёночный завод, распространяющий свою продукцию по всей Заб.ж.д. и АО "Буртуй", снабжающее бурым углем не только собственный, но и соседние районы. В 1970-80-х годах по территории района было проложено асфальтированное шоссе федерального назначения. Во второй половине 70-х годов многие населённые пункты района стали принимать телепередачи. Районный центр в начале 80-х годов блистал асфальтовым покрытием многих улиц, высился кварталами пятиэтажек.

В настоящее время население Хилокского района занято обслуживанием Забайкальской ж.д., в небольших акционерных и частных лесодобывающих предприятиях, в шести сельскохозяйственных кооперативах. Многие занялись мелким предпринимательством или ведут индивидуальное хозяйство, а также перебиваются случайными заработками По-прежнему, районо-, градо- и посёлкообразующей отраслью остаётся железная дорога. Станции Хилок в ходе нынешних реформ уделено пристальное внимание. По своему значению она приблизилась к таким крупным ж.д. узлам, как Чита и Улан-Удэ и будет развиваться далее. В современную эпоху всеобщего "реформирования" появилось множество проектов перекройки административных границ. Однако Хилокский район должен сохраниться, как единица колонизации на хилокском отрезке Транссиба.

За все годы существования района его славу и гордость составляли железнодорожники и работники лесной отрасли, а также знатные доярки и механизаторы. На хилокской земле родились и выросли забайкальские писатели Н.Т.Ященко, Б.Мунгонов, Ц.-Ж.А.Жимбиев, Н.А.Юрконенко; композитор П.М.Толмачёв; лётчик-испытатель, Герой Российской Федерации Р.П.Таскаев; Герои Социалистического Труда Ц.Номтоев и А.И.Брыкин. Уроженец Хилокского района А.П.Соловьёв, почётный гражданин г.Хилок является единственным жителем Читинской области, имеющим титул чемпиона СССР по лёгкой атлетике. В 1940 году он победил в метании гранаты на дальность. Команды хилокских футболистов, лыжников, баскетболистов неоднократно становились победителями различных соревнований регионального и зонального уровня.

В Хилокском районе имеется 9 больниц, 22 библиотеки, 13 детских дошкольных учреждений, два десятка ДК и клубов, 4 школы дополнительного образования, 1 районный муниципальный музей и 11 музеев школ и предприятий, 2 спортивных учреждения и насчитывается 59 памятников истории и культуры.

В.Ф.Петров

© copyright 2005-2011 Iw@n.kot & Anatol